Советский тяжеловоз описание породы содержание уход

Советский тяжеловоз описание породы содержание уход

Порода лошадей советский тяжеловоз

Порода лошадей советский тяжеловоз – одна из самых сильных и выносливых. В 19 столетии её представители перевозили на себе и в повозках грузы весом в несколько тонн. Несмотря на свою силу и крупное телосложение, они отличаются грацией. Характеристики, достоинства и недостатки породы будут обсуждаться в этой статье.

История породы

В середине 19 столетия на юге Нижегородской области и в Мордовии разводили лошадей преимущественно для того, чтобы пользоваться их силой. В этих регионах была необходимость возить лес и производить пахотные работы. Местные жители использовали крепких рабочих лошадей породы битюг и их потомков, которые были получены в результате скрещивания с местными кобылами.

Ситуация изменилась, когда в 19 веке на территорию Мордовии и в Нижегородскую область были доставлены тяжеловозные лошади из Европы – брабансоны и суффольки. Это были поистине гигантские животные, их рост в холке достигал 180 сантиметров. Несмотря на тяжёлое телосложение, это были миролюбивые и послушные лошадки. Но у них имелось несколько недостатков: животные плохо приспосабливались к местному суровому климату, а ещё конституция их тела была рыхлой. В результате скрещивания прибывших из Европы жеребцов с местными кобылами породы битюг на свет появились жеребята с хорошими данными. Хоть они и были несколько мельче брабансонов, но зато обладали плотным телосложением.

В годы Гражданской войны поставка породистых лошадей из Европы временно прекратилась. Племенное стадо, образовавшееся из местных лошадей Нижегородской области и потомков брабансонов и суффольков, содержалось на Починковском конном заводе №23 и в мордовском селе Оброчное. В то нелёгкое время никто не занимался селекцией, а внутри племени лошади беспорядочно спаривались и производили на свет новое потомство. В 1934-1936 годах коневоды заметили, что у потомков европейских лошадей просматриваются устойчивые гены их прародителей. Тогда они решили провести работу, направленную на их закрепление. Вскоре опять началась война, поэтому порода не была зарегистрирована. Только в 1952 году была произведена регистрация, а порода получила название советского тяжеловоза.

Внешний вид и характеристика

Лошадь советский тяжеловоз обладает крепким телосложением. Эти животные рослые, мускулистые. Средний вес жеребца достигает 900 кг. Глядя на этих животных, даже несведущий в коневодстве человек заметит, какие мощные у них конечности, грудь и шея.

Лошадь советский тяжеловоз

Рассмотрим основные характеристики породы советский тяжеловоз:

  • средний рост жеребца в холке достигает 170 кг;
  • вес – 900 кг;
  • массивная мускулистая грудь;
  • крепкая недлинная шея;
  • голова средних размеров, которая на фоне туловища кажется компактной;
  • ушные раковины небольшие;
  • ноздри расширенные;
  • щёки хорошо развиты;
  • спина широкая, прямая, умеренно мягкая;
  • круп мощный, раздвоенный, расположен низко;
  • конечности короткие, мощные, скакательные суставы массивные;
  • копыта крупные правильной формы;
  • умеренная оброслость щёток;
  • волосы в гриве и хвосте густые;
  • масть у советских тяжеловозов – рыжая, гнедая, а также рыже-чалая или гнедо-чалая.

Внимание! У представителей этой породы иногда встречается дефект – неправильная постановка задних конечностей (косолапость). Это не отражается на рабочих характеристиках лошадей, но может стать причиной отбраковки при разведении на племя.

Чтобы понять, насколько это мощные и выносливые лошади, достаточно представить, как благодаря усилиям единственного животного с места трогается состав весом 15 тонн. В ходе одного испытания в городе Тамбове жеребец по кличке Форс смог провести 23 тонны груза на расстояние 23 метра. Эти цифры помогают оценить силу и мощь советского тяжеловоза. Вот почему этих лошадей можно по праву считать достоянием России.

Уход и особенности содержания лошадей

Хотя советские тяжеловозы и неприхотливы, всё же следует знать некоторые особенности ухода за этими лошадьми. Крупных животных нужно содержать в просторной конюшне. Там должно быть сухо и светло. Важно позаботиться о постоянном притоке свежего воздуха. Около конюшни оборудуют выгульную площадку.

Лошадь на выгульной площадке

Поскольку эти животные используются на тяжёлой работе, они сильно устают. После каждой активной прогулки или физического труда тяжеловозам омывают копыта из шланга и чистят ноздри от пыли и слизи. Грива и хвост тоже нуждаются в уходе. Волосы необходимо мыть 2 раза в неделю, используя специальные средства. После высыхания их расчёсывают щёткой из натуральной щетины.

Внимание! Каждую особь должен регулярно осматривать ветеринар. Коневодам нужно придерживаться графика вакцинации.

Читать еще:  Почему у хорька лысеет облазит хвост

Чтобы кони были здоровы, а жеребята правильно развивались, им предоставляют полноценное питание. В ежедневный рацион включают:

  • зерновые культуры;
  • сено;
  • свежую траву;
  • корнеплоды, овощи;
  • минеральные добавки.

Разведение

Кобылы породы советский тяжеловоз отличаются высоким показателем молочности. За период лактации они способны давать свыше 3000 литров молока. Это одно из преимуществ породы. Показатель их плодовитости находится на среднем уровне – 75%. Кобыл можно случать с жеребцами начиная с трёхлетнего возраста, а привлекать к работе – с 2,5 лет. Жеребята склонны быстро набирать вес. Ежедневно он увеличивается на 1,8-2 кг. Благодаря такому темпу роста, шестимесячные жеребцы весят почти 500 кг.

Внимание! Представительниц породы советский тяжеловоз можно использовать для воспроизводства до 17 лет. В редких случаях кобылы способны приносить потомство и до 20 лет.

После распада Советского Союза порода переживает кризис. На конных заводах, где содержится племенное стадо, прекратили проводить испытания жеребят, да и численность поголовья значительно сократилась. Однако племенные жеребцы и кобылы пользуются спросом в Европе. В России некоторые фермеры также предпочитают использовать живую силу коней вместо сельскохозяйственной техники, на обслуживание которой нужны немалые деньги.

Советские тяжеловозы лошади: описание, уход и кормление

В настоящее время экономическое значение лошадей значительно снизилось. Тем не менее спрос на них сохраняется, особенно на тяжеловозные породы, которых в некоторых ситуациях бывает выгоднее использовать, чем, к примеру, трактор. Одной из таких востребованных пород является советский тяжеловоз. Об особенностях его содержания пойдёт речь в данном материале.

Историческая справка

Порода была выведена в результате скрещивания битюгов, арденов и першеронов с брабансонами и суффольками. Селекционная работа началась ещё в конце XIX века, когда в Россию начали массово завозить бельгийских брабансонов.

Общая характеристика

Советские тяжеловозы считаются самыми крупными среди тяжеловозных лошадей. Это мощные, крепкие, выносливые животные, способные перемещать большое количество груза. Рассмотрим особенности их экстерьера и черты характера.

Внешний вид и телосложение

Внешний облик лошадей данной породы отличается следующими характерными чертами:

  • масть преимущественно рыжая или рыже-чалая (но встречаются гнедые и гнедо-чалые лошади);
  • рост в холке достигает 170 см;
  • вес лошади — до 1т;
  • шея коротковатая, мускулистая;
  • голова средних размеров, отличается очень широкими ноздрями и сравнительно небольшими прямыми стоячими ушами;
  • спина ровная, поясница широкая, круп раздвоенный и свислый;
  • ноги среднего размера, мускулистые, щётки умеренно обросшие.

Нрав и повадки

Характер у этих животных спокойный, покладистый, энергичный. Агрессии они, как правило, не проявляют (разве что в ответ на грубость или в стрессовой ситуации). Правильная линия поведения с ними — спокойный и уверенный тон при подаче команд. Повышать голос (а тем более кричать) нежелательно.

Использование

Советских тяжеловозов используют, прежде всего, для перемещения грузов. В ходе стандартных испытаний жеребец шагом тянет груз массой 4,5 т на расстояние 2 км. Кроме того, они могут ходить под седлом. Нередко их используют для улучшения других пород или же для получения более продуктивного потомства от непородистых лошадей.

Кобылицы отличаются высокой молочной продуктивностью: они в среднем дают по 3300 л молока в год, а рекордсменки способны выдать и более 6 000 л. В некоторых регионах представителей данной породы разводят для получения мяса.

Достоинства и недостатки

Представители данной породы обладают многочисленными достоинствами. Перечисляем:

  • высокая грузоподъёмность и выносливость;
  • спокойный характер;
  • нетребовательность к кормам;
  • сохранение работоспособности в течение длительного времени;
  • быстрое развитие жеребят;
  • длительность репродуктивного возраста;
  • высокая молочная продуктивность.

Ярко выраженных недостатков у данной породы нет. Однако у некоторых особей может быть неправильная постановка ног, что практически не влияет на их рабочие качества.

Правильное содержание

При всей своей неприхотливости советские тяжеловозы нуждаются в правильном уходе. Обеспечить такой уход несложно. Рассмотрим подробно основные принципы содержания представителей данной породы.

Конюшня

Для того чтобы советские тяжеловозы чувствовали себя достаточно комфортно, конюшня для их содержания должна отвечать следующим требованиям:

  1. Размеры денника — не менее 4 кв. м.
  2. Высота потолка конюшни — не менее 3 м.
  3. Нельзя допускать сквозняков, резких колебаний температуры и влажности в помещении, а также едких запахов.
  4. В обязательном порядке необходимо смонтировать систему вентиляции. Самая практичная — приточно-вытяжная система.
  5. Кормушки и поилки изготавливаются из нетоксичных материалов (к примеру, из нержавеющей стали или качественного пластика). В качестве поилки может использоваться ведро или смонтированная автоматическая поилка.
  6. Пол рекомендуется глинобитный, керамзитобетонный или цементный. В последнем случае дополнительно делают настил из деревянной доски толщиной в 5 см.
  7. В качестве подстилки можно использовать солому, торф, опилки или торфяно-опилочную смесь.
  8. Необходимо обеспечить 16-часовое освещение.
Читать еще:  Как построить утятник своими руками: материалы, утепление

Холод советские тяжеловозы переносят хорошо. Если не бывает слишком сильных морозов, их можно содержать и в неотапливаемой конюшне. Жара переносится ими гораздо хуже. С перегревом животного борются путём его купания или обливания, ставят отдыхать в затенённые места.

Уход и уборка

Денник, кормушка и поилка чистятся ежедневно. Кроме того, необходимо каждый день чистить шерсть, расчёсывать гриву и хвост животного — в противном случае могут завестись паразиты. Если лошадей содержится несколько, то для каждой должны быть индивидуальные щётка, скребок и расчёска.

Видео: как правильно ухаживать за лошадью Нужно также осматривать копыта, извлекать застрявшие в них камушки и мусор. От мусора следует очищать и ноздри. Понадобится также регулярный осмотр зубов на предмет обнаружения механических повреждений. Плохим признаком является неприятный запах лошадиного дыхания. При его появлении необходимо обратиться к ветеринару.

Помимо всего вышеперечисленного, проводят регулярные ветеринарные осмотры животного, а также делают все необходимые вакцинации. Если тяжеловоз трудится на перевозке грузов, желательно придерживаться постоянного графика его работы и отдыха.

Рацион кормления и вода

Особо высоких требований к составу рациона данная порода не предъявляет. Тем не менее рацион должен быть достаточно сбалансированным. В примерной суточной норме питания желательно наличие следующих компонентов:

  • концентрированных кормов — до 2 кг;
  • овса — до 6 кг;
  • сена — до 7 кг;
  • сочных кормов — до 2 кг;
  • нарезанной соломы — около 0,5 кг;
  • при необходимости рацион дополняют витаминными и минеральными добавками.

Воду это животное потребляет в больших количествах. Она должна быть чистой. В конюшне предпочтительней установить автопоилку. Лошадь быстро привыкает к постоянному наличию воды и пьет её не впрок, а по мере необходимости. Итак, советские тяжеловозы обладают многими положительными качествами (в том числе и рабочими) и при этом неприхотливы к условиям содержания. Всё вышеперечисленное до сих пор делает их использование экономически оправданным, хотя далеко не всегда. Тем не менее интерес к породе сохраняется и в настоящее время, тем более что эти лошади (кроме своего прямого назначения) могут использоваться для производства молока или для улучшения других пород.

Чем отличается советский тяжеловоз

Советский тяжеловоз — это выведенная в СССР порода тяжеловозных лошадей, отличающаяся высокой мощностью.

Советский тяжеловоз — это выведенная в СССР порода тяжеловозных лошадей, отличающаяся высокой мощностью

История появления породы

Впервые тяжеловозные породы были выведены более 200 лет назад в Западной Европе. Брабансон, так называемая бельгийская тяжеловозная, поначалу имела довольно рыхлую конституцию и весьма сложно приспосабливалась к климатическим условиям российских территорий, куда была привезена для разведения. Однако скрещивание с кобылами отечественных пород смогло ликвидировать эти недостатки.

Еще одним несовершенством было довольно грубое телосложение брабансонов, не сочетавшееся с гармонично развитыми формами лошадей, к которым привыкли отечественные заводчики. Длительная работа над выведением идеальной породы лошадей позволила к 30 годам ХХ столетия выработать стойкие генетические свойства советских тяжеловозов.

К середине XX века иностранных брабансонов в СССР уже не осталось. Советский тяжеловоз соответствовал целиком и полностью требованиям сельскохозяйственного производства 1950-1960-х гг. Уникальность новой породы заключалась в том, что она выделялась своей гармоничностью, скромными габаритами и активностью в противовес своим предкам.

Важно, что кобылицы отличались отличной молочной производительностью. Вскоре эта порода лошадей стала популярной.

Впервые тяжеловозные породы были выведены более 200 лет назад в Западной Европе

Регистрация породы как самостоятельной произошла в 1952 году. В СССР выведением тяжеловоза занималось два завода: Починковский и Мордовский, и в результате лошади первого завода имеют плотную комплекцию, удлиненное туловище и мощные ноги, а на втором заводе лошади выделяются большей сухостью и компактными размерами.

Значительная часть этой породы разводится на следующих конных заводах:

  • Починковский;
  • Мордовский;
  • Завиваловский;
  • Перевозский.

Галерея: советский тяжеловоз (25 фото)

Внешний вид лошади

Советский тяжеловоз очень красив. Мгновенно приковывает внимание их мускулистая шея средней длины. Спина ровная, поясница довольно широкая, как и грудь. Высота в холке — 160-170 см. Вес лошадей — 700-800 кг. Конечности сильные, крепкие и короткие, округлый живот. Морда у этой лошади очень выразительная с выпуклым профилем, уши маленькие. Окрас рыжий, гнедой или серый, грива и хвост средней длины, поэтому стрижка и уход за шерстью животного практически не требуется.

Читать еще:  Почему опадают плоды сливы — наиболее частые причины

У лошадей этой породы иногда бывают внешние дефекты в виде косолапых и саблистых ног. На физические возможности они не влияют, но при их наличии животное может быть отстранено от племенного разведения.

Различают 3 внутрипородных типа советского тяжеловоза:

Экстерьер лошади очень мускулист, всем видом показывает мощь и силу своей породы. Вид отличается спокойным и послушным темпераментом, но при этом сохраняет в себе силу и энергичность, а их движения очень грациозны. Следует также упомянуть, что советские тяжеловозы — это самые крупные среди всех тяжеловозных пород. Они перевозят грузы в несколько тонн.

Парад жеребцов (видео)

Содержание и уход

Советский тяжеловоз достаточно неприхотлив в уходе. Ему необходима не стесняющая движения конюшня, пространство для выгула и беспрепятственного перемещения, свежая вода и регулярное кормление. Для того чтобы лошадь долгое время служила своему владельцу, необходимо постоянно контролировать состояние здоровья животного.

Чрезвычайно важен правильно подобранный рацион (трава, зерно) и витамины, являющиеся основой здоровья и долголетия животного.

Необходим систематический осмотр коня в конце рабочего дня во избежание различных травм и появления заболеваний. Чтобы лошадь была работоспособной и здоровой, рекомендуется каждые полгода уделять внимание зубам. Этот период сокращается по мере взросления лошади: чем старше, тем внимательнее нужно следить за состоянием зубов. Важны плановые осмотры ветеринара 3-4 раза в год, вакцинации и плановые прививки.

Советский тяжеловоз очень красив

После активного дня ноздри тяжеловоза нужно осмотреть и почистить от пота, грязи и пыли. Чтобы снять усталость с животного, нужно ополаскивать холодной водой из шланга его копыта. Хвост и грива также не требуют особого ухода: два раза в неделю их моют с использованием кондиционера и расчесывают щеткой. Заплетенные волосы животного в косу предотвратят в дальнейшем их спутывание.

Тяговые способности советского тяжеловоза можно сравнить с трактором Т-40. Эти лошади могут не только перемещать тяжести, но и осуществлять работу вместе с сельхозмашинами. Любая лошадь этой породы сможет сдвинуть с места тяжесть весом в 15 т.

На Тамбовском ипподроме в 1957 году состоялись соревнования тяжеловозов, и жеребец по кличке Форс прошел расстояние в 23 м с общим весом 23 т. В процессе скрещивания брабансонов с отечественными породами тяжеловозы приобрели скорость. Такая лошадь без труда может перемещаться очень резво, даже если ее запрячь в повозку с грузом 1,5 т.

Советский тяжеловоз достаточно рано созревает. В 2,5-3 года они уже могут использоваться в аграрных работах, а после 3 лет определяются в производящий состав. Период племенного использования этой породы зачастую ограничивается возрастом 16-17 лет. Кобыла советского тяжеловоза может приносить потомство даже после 20 лет, а в период вскармливания она способна дать свыше 6 000 л молока.

В процессе скрещивания советских тяжеловозов с местными малопроизводительными лошадьми добротная трудовая лошадь выходит сразу в первом поколении.

Длительное время эта порода лошадей была наиболее востребованной на территории СССР. Постоянно проводились соревнования с их участием, выявляли самых мощных, ставились рекорды. Тяжеловозные породы активно участвовали и в международных выставках. Однако после распада Советского Союза настали кризисные времена как для всего постсоветского пространства, так и для отдельно взятой отрасли — коневодства.

Конезаводы постепенно разорялись, заниматься содержанием и разведением породы стало экономически не выгодно и сложно. Поголовье маток сократилось в 2 раза, тренировки коней прекратились. Позже на развитие породы повлияло автоматизирование сельскохозяйственного процесса и совершенствование техники.

Необходимость в лошадях постепенно сходила на нет. В современной России существуют сельскохозяйственные районы, где данный вид лошадей востребован, а тяжеловозные способности этого животного ценятся много выше, чем современная техника. Российские фермеры выставляют тяжеловозов на выставки и скачки. Благодаря их победам хозяйства приобретают известность, необходимую для получения грантов на развитие племенного хозяйства и ведения бизнеса. Постепенно спрос на тяжеловозов начинает расти и в европейских странах, которые испокон веков высоко ценят эту породу.

Источники:

http://fermhelp.ru/poroda-loshadej-sovetskij-tyazhelovoz/
http://pets2.me/bok/1912-sovetskie-tyazhelovozy-loshadi-opisanie-uhod-i-kormlenie.html
http://fermok.ru/2017/08/chem-otlichaetsya-sovetskiy-tyazhelovoz/

голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии